abuzin (abuzin) wrote,
abuzin
abuzin

Category:

О формировании избиркомов

Массовый исход членов избирательных комиссий, случающийся перед выборами, опять напомнил мне, как устроены наши комиссии, что они из себя представляют и почему. Вопрос этот непраздный: реально независимая система избиркомов могла бы вытащить наши выборы из современного состояния демократической декорации. Увы, действующая система формирования комиссий, о которой мы с моим коллегой Аркадием Любаревым пишем аж с 1996 года, не оставляет шансов на то, что комиссии перестанут быть придатками администрации – основного участника выборов.
У нас 4 уровня комиссий и каждый уровень неявно, но очень сильно управляется соответствующей администрацией: ЦИК – Администрацией Президента, региональные комиссии – администрацией субъекта Федерации, ТИКи и УИКи – местными администрациями. Управление, в основном производится не посредством прямых указаний сверху, а посредством соответствующего подбора кадров коллегиального органа.

Хороший пример – назначение председателя ЦИК РФ, якобы избираемого из состава ЦИК. И в случае с Чуровым, и в случае с Панфиловой эта «избираемость» была наглядно продемонстрирована. Избирательные комиссии субъектов Федерации даже формально наполовину назначаются региональной администрацией, а вторая половина назначается законодательным органом, который сильно подвержен влиянию администрации.
Территориальные комиссии формируются региональными комиссиями. Большинство региональных комиссий расположены в здании региональной администрации и поддерживают тесный контакт с последней. В каждой региональной администрации есть заместитель высшего должностного лица (губернатора), отвечающий за проведение выборов и их результат (вспомните разоблачения этой системы, появившиеся из-за «дела Гайзера»), поэтому формирование ТИК находится под их тщательным вниманием.

Как формируется коллегиальный орган, чтобы он был управляемым? В этом вопросе мастерами были советские чиновники, их навыки переданы следующему поколению, с которым мы сейчас живем. Руководители коллегиального органа должны быть либо идейно близкими тому, кто формирует, либо иметь интересы, которые могут быть удовлетворены «формирователем». (В 1997 году, когда председателей избиркомов еще избирали, а не назначали, я был избран окружной комиссией ее председателем. После заседания ко мне подошел член комиссии, которого префектура видела председателем и спросил, получит ли он обещанный гараж). Главным качеством остальных членов коллегиального органа должно быть равнодушие к вопросам, который решает этот орган. Кто работал в ТИКах и региональных избиркомах, хорошо знают, что их члены перед и после заседаний обсуждают, в основном, личные вопросы.

В ТИКи важно не пропустить политически активных людей. В конце 90-х-начале 2000-х основным критерием отсева стало членство в политических партиях, затем, после введения нормы, об обязательности включения представителей парламентских партий в комиссии, в 2003 году парламентских партий осталось только четыре – меньше обязательной половины. При этом были случаи, когда при формировании ТИКов, в которых не более 8 членов, отсеивались именно «Яблоко» и СПС.
Московская власть уже в 1996 году поняла, что формирование подконтрольных комиссий – один из способов влияния на выборы. С тех пор формирование ТИК находится под пристальным контролем префектур и управ. Анализ, который мы проводили в те годы, показал интересную закономерность: у префектур и управ есть подручные организации, от имени которых составляются заявки на включение в ТИКи и УИКи (http://www.votas.ru/oik01.html; http://www.votas.ru/oik03.html; http://www.votas.ru/tik_zak.htm; http://www.votas.ru/oik.htm). Причем, у каждой префектуры свои подручные организации, за исключением общероссийского фейка «Российское объединение избирателей».

Конечно, со временем, префектуры и управы расширяют и изменяют свой круг связанных с ними организаций. Когда-то очень активным была Общемосковская федерация профсоюзов, советы ветеранов ВОВ. Но принцип остается тем же.

Сегодня на заседании ТИК района Войковский мне напомнили об этом. Мы ввели в УИКи новых членов, а я проанализировал кто же их выдвигал. Еще раз повторю, что формированием УИКов реально занимается управа, благо секретарь нашей комиссии как раз начальник орготдела.

Итак, наибольшее число новых членов УИК – выдвиженцы неясных «собраний избирателей по месту работы» Их 23 человека. Следующей идет «Региональная общественная организация инвалидов - патриотическое объединение инвалидов войны в Афганистане и воинов-интернационалистов «ПАНДЖШЕР» - 12 человек. Занятно, что «афганцы» оказались, в основном (10 из 12) женщинами: никто не запрещает управе вставлять в бланки «ПАНДЖШЕРа» женские имена. Аналогичная ситуация с другими ветеранами – «Международной общественной организацией бывших военнослужащих «Марс-Меркурий»; у них 3 женщины из 4-х. Третье место по числу назначенных – 7 человек – занимает существующее только на бумаге Общероссийское общественное движение «Российское объединение избирателей».

Управа позаботилась и о партиях. «Партия Прогресса» (все знают такую?) получила 4 места, «Партия прямой демократии» - 2, «Родина» - 3, а «Гражданская сила» - 4. Тут я думаю, управе помогла префектура или даже Мэрия, которая наверняка ведет свою перепись всех, даже неживых партий.

Я, конечно, попытался объяснить членам своей ТИК, что из этого списка торчат уши местной администрации. Увы, в списке УИК-резервистов остальные субъекты выдвижения тоже кажутся мне очень искусственными. Поэтому обсуждение прошло просто в режиме моего
Tags: администрация на выборах, избиркомы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment