abuzin (abuzin) wrote,
abuzin
abuzin

Мосгоризбирком привычно сформировал территориальные комиссии города Москвы.

В четверг Московская городская избирательная комиссия, сформированная наполовину исполнительной властью, а на вторую половину – властью законодательной, которая была избрана не без помощи исполнительной власти и Мосгоризбиркома, который был сформирован исполнительной и законодательной властью, которая ….Тьфу, зациклился….
Такие псевдовыборы действующей власти, которые организуют органы, фактически формируемые действующей властью, можно проводить ровно до тех пор, пока вся эта конструкция не рухнет. Увы, в России обвал обычно не обходится без большой крови.
Так вот, вчера эта самая Московская городская избирательная комиссия (МГИК) сформировала 123 (из 127) территориальные комиссии (ТИК) города Москвы. Отсеяв ВСЕ предложения реальной (настаиваю на этом термине) оппозиции в количестве 53 человека от партии «ПАРНАС», 51 человек от партии «Демократический выбор» и 71 человек от партии «Гражданская инициатива». Оппозиции, которая с необъяснимым упорством предлагает власти: давайте обойдемся без крови, давайте мы поучаствует в выборах, давайте как-нибудь постепенно.
Ни черта! Хоть кол на голове теши! Это я неспроста так уверенно про кол: формирование МГИКом избирательных комиссий я наблюдаю с 1996 года, причем формирование ТИК (в 2002 и в 2006 годах) дважды производилось на моих глазах (я был членом МГИК с совещательным голосом с 2001 по 2009 годы), а еще несколько раз МГИК при мне формировало окружные комиссии. И всегда у МГИК выпирали политические пристрастия к главному, хотя и неформальному участнику выборов – администрации (исполнительной власти).
В 1996 году «Единой России» не было и в помине. Но партий было много, а законодательство не требовало обязательного включения в избирательные комиссии «партийной квоты». МГИК (кстати, уже тогда возглавляемый В.П.Горбуновым) делал ТИКи максимально «беспартийными», то есть, максимально отказывал партиям, и набирал туда представителей «дружественных администрации общественных» организаций. Законом 1997 года была установлена обязательная квота для «парламентских» партий (сначала 1/3, а в 2002 году - половина), и МГИК с тех пор была вынуждена включать по одному выдвиженцу от «партии власти», КПРФ, ЛДПР, позже – от «Справедливой России», а в 2006 – даже от «Яблока». При этом МГИК частенько трактовала норму в ½ как требование «не допустить в ТИК более половины представителей партий». Поэтому если в ТИК надо было назначить только 7 человек, то одна из парламентских партий вполне могла «пролететь».
«Дружественные администрации общественные» организации, конечно, никуда не делись, частенько успехом пользовались выдвиженцы от «трудовых коллективов» управ или от муниципальных Собраний. А вот у выдвиженцев от непредвиденных и незнакомых префектурам общественных объединений всегда находился какой-нибудь изъян: то молод еще, то стар, то образование неюридическое, то юридическое, но опыта работы нет, то выдвижение сомнительное.
Для лучшего понимания процедуры формирования территориальных (а также окружных) комиссий в городе Москве (а по всей России – очень похоже) надо знать следующее. Хотя формально эти комиссии формирует МГИК, фактически они – номенклатура «местной» власти, в Москве – управ и префектур. Соответствующий отдел МГИК, собирающий заявки на места в ТИК, имеет тесный контакт с префектурами, а те – с управами, в которых есть ответственные за формирование «правильных» комиссий, и которые на местах обычно хорошо знают, кто из заявленных – правильный кандидат, который должен стать членом комиссии. И, естественно, они охотно делятся этой информацией с аппаратом МГИК. Дальше МГИК исполняет свою основную роль – демократическое (большинством голосов) назначение тех, кого надо. При этом большинство голосов всегда собирает кандидатура, рекомендованная «рабочей группой» МГИК, составленной из сотрудников аппарата и членов МГИК с решающим голосом (по крайней мере меня в эту рабочую группу включать отказывались).
МГИК при формировании территориальных и окружных комиссий не нарушает никаких законов: она голосованием, без объяснений может отвергнуть любое предложение, кроме «квотного». Вот только политические пристрастия этого коллегиального органа при этом выглядывают из всех щелей. Да еще нарушается принцип независимости избирательных комиссий. Да еще – обессмысливается институт свободных выборов. А так – все по закону.
Территориальные комиссии составляют костяк российской системы избиркомов. Территориальные комиссии – это комиссии, которые зачастую являются главными при проведении муниципальных выборов, которых у нас 99,5% (остальные – федеральные и региональные - по числу составляют всего 0,5%). В Москве территориальные комиссии – это те комиссии, которые «фильтруют» неудобных для администрации кандидатов в муниципальные депутаты. Это те комиссии, которые устраивали половину прямых фальсификаций в 2007-2011 годах (вторая половина приходится на участковые комиссии). Это те комиссии, которые легко управляются префектурами, а зачастую – и просто орготделами районных управ. По мановению административной палочки они могут даже честно считать голоса (в чем мы в Москве убедились в 2012 и 2013 годах). Благодаря традициям их формирования, в очередной раз продолженным Московской городской избирательной комиссией, их главная особенность – не бесчестность, нет,  их главная особенность – хорошая управляемость.
Тот факт, что сформированными составами ТИК доволен Горбунов и администрация – неудивителен. То же можно сказать и про наши парламентские партии – КПРФ, ЛДПР, СР: их вполне устраивает место в этой политической конструкции. Но некоторым может показаться удивительным удовлетворенность представителя «Яблока» в МГИК Миши Петрова. 70 выдвиженцев «Яблока» его, судя по всему, удовлетворили, а отказ всем 175-ти выдвиженцам «яблочных конкурентов» удовлетворил еще больше. В своем посте Миша рассказывает нам, что одной из причин, по которой отказывали выдвиженцам ПАРНАСа, Демвыбора и Гражданской инициативы (несмотря на их большой опыт работы в комиссиях) было то, что они являются или ранее являлись выдвиженцами от других партий (парламентских и «Яблока»). Не думаю, что Миша настолько глуп, чтобы не понимать, что эти предыдущие выдвижения, в том числе и от «Яблока», объясняются наличием квот (или особой ролью «Яблока», выданной ему администрацией), а совсем не партийной принадлежностью.
Ну, в общем, поздравляю, с новыми составами московских ТИК. Надежды на свободные выборы, упомянутые в Конституции, они не оставляют. Еще один маленький вклад в конституционный переворот.

Tags: МГИК, избиркомы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 24 comments